2 июня в Москве на площадке РСПП состоялось совместное заседание Комиссии РСПП по индустрии здоровья, Комиссии РСПП по фармацевтической и медицинской промышленности и Комитета ТПП РФ по предпринимательству в здравоохранении и медицинской промышленности на тему: «О роли Федерального закона от 05.04.2013 №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» в повышении эффективности таких закупок лекарственных препаратов и медицинских изделий».
Модераторами мероприятия выступили председатель Комиссии РСПП по фармацевтической и медицинской промышленности, президент Ассоциации «Росмедпром» Ю.Т. Калинин, Исполнительный вице-президент РСПП, председатель Комиссии РСПП по индустрии здоровья В.М. Черепов и вице-президент ТПП РФ Д.Н. Курочкин.
В заседании со стороны органов исполнительной власти приняли участие директор Департамента развития фармацевтической и медицинской промышленности Минпромторга России О.Н. Колотилова, заместитель директора Департамента развития контрактной системы Минэкономразвития России Д.А. Готовцев, заместитель начальника Управления контроля за реализацией государственных программ в сфере здравоохранения Г.А. Петроченков.
С докладами выступили (с презентациями докладов можно ознакомиться в материале «Ограничения для иностранцев при госзакупках лекарств и медизделий признаны эффективными»):
- Ручкин Александр Владимирович — Президент ассоциации «Здравмедтех»;
- Должанский Роман Сергеевич – Главный юрисконсульт ООО «Герофарм»;
- Ванин Алексей Андреевич — Член Президиума ВРОС МП;
- Дабагов Анатолий Рудольфович – Президент ЗАО «Медицинские технологии Лтд»;
- Лукоянов Андрей Валентинович – Директор ОАО «МИЗ им. Ленина»;
- Апазов Александр Дмитриевич — Президент ПАО «Фармимэкс»;
- Чернова Любовь Владимировна — Директор департамента медицинских изделий ООО «Гекса-нетканые материалы»;
- Еробкин Иван Алексеевич – генеральный директор ООО «МПК Елец»;
- Шепелин Анатолий Прокопьевич — заместитель генерального директора ФБУН ГНЦ ПМБ.
44-ФЗ и постановление «Третий лишний»: анализ правоприменительной практики
Открыл мероприятие председатель Комиссии РСПП по фармацевтической и медицинской промышленности Ю.Т. Калинин. Его доклад был посвящен результатам анализа правоприменительной практики Федерального закона от 05.04.2013 №44-ФЗ в части закупок лекарственных препаратов и медицинских изделий в 2015 году и в первом квартале 2016 года. Отмечая важность обсуждаемой темы, он подчеркнул, что проблема государственных закупок согласно опросам производителей в настоящее время вышла на первый план, не уступая таким важным вопросам, как инвестиции и регистрация лекарственных средств и медицинских изделий.
Ю.Т. Калинин напомнил, что в прошлом году с целью увеличения возможности участия в государственных закупках российских компаний и стимулирования зарубежных фирм к локализации в России производства лекарств и медицинских изделий, Правительством Российской Федерации были приняты два постановления «Об установлении ограничения допуска отдельных видов медицинских изделий, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд» от 05.02.2015 №102 и «Об ограничениях и условиях допуска происходящих из иностранных государств лекарственных препаратов, включенных в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд» от 30.11.2015 №1289.
Принятие данных документов и внедрение их в практику государственных закупок привели к положительным результатам. Постановление Правительства РФ от 05.02.2015 №102 действует год, и по нему уже можно подводить итоги, рассказал Ю.Т. Калинин. Благодаря конкуренции среди российских производителей цена закупки, например, снижается на 20-50% от начальной (максимальной) цены.
Однако необходимо также устранить и негативные тенденции. Несмотря на принимаемые меры, действующая контрактная система закупок лекарственных препаратов и медицинских изделий так и не смогла в полной мере обеспечить соблюдение основных принципов, предусмотренных законом: конкуренции, прозрачности и эффективности. Заказчики, действующие от имени государственных и муниципальных структур, в тандеме с некоторыми недобросовестными производителями пытаются неконкурентными методами обеспечивать конкретным поставщикам преимущество при проведении закупок.
«Проведённый экспертами РСПП и ТПП РФ анализ претензий участников закупок по вопросам необоснованных отказов в допуске к участию в торгах свидетельствует о многочисленных нарушениях действующего законодательства в этой области со стороны заказчика и о недостаточном контроле за его исполнением со стороны уполномоченных органов власти, в результате чего органы здравоохранения несут большие финансовые потери», — отметил Ю.Т. Калинин.
До сих пор заказчики безнаказанно продолжают включать в состав одного лота продукцию различных видов или излишне конкретизируют лоты. Технические задания и условия исполнения контракта прописываются под конкретного поставщика. Производители, не имеющие локализацию в Российской Федерации, из-за укрепления отечественной промышленности теряют российский рынок и поэтому действуют агрессивно, чтобы отстоять свои позиции, констатировал Ю.Т. Калинин.
В защиту своего мнения докладчик привел многочисленные примеры, в том числе отметив практику судебных решений.
Его поддержали и присутствующие на заседании производители, каждый из которых привел аналитические данные по своему направлению деятельности: президент ассоциации «Здравмедтех» А.В. Ручкин, главный юрисконсульт ООО «Герофарм» Р.С. Должанский, президент ЗАО «Медицинские технологии Лтд» А.Р. Дабагов, директор ОАО «МИЗ им. Ленина» А.В. Лукоянов, директор департамента медицинских изделий ООО «Гекса-нетканые материалы» Л.В. Чернова, заместитель генерального директора ФБУН ГНЦ ПМБ А.П. Шепелин и др. Сфера деятельности компаний, которые они представляли, очень различна: производство инсулинов, питательных сред, выпуск одноразовой медицинской одежды и белья, шприцев и игл к ним, разработка и выпуск медицинского оборудования с высокой степенью визуализации (оборудование для маммографии, компьютерной томографии, рентгенологии и др. аппараты). Но практически все пожаловались на общую проблему: лишь 30-35% аукционов, проводимых в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 №44-ФЗ, учитывают требования постановления Правительства РФ от 05.02.2015 №102.
В результате бюджеты здравоохранения всех уровней несут дополнительные финансовые нагрузки, а отечественные производители лишаются надежных рынков сбыта своей продукции, которая по качеству не уступает, а порой и превосходит импортные аналоги.
Проблему может решить разработка типовых технических заданий, исходя из специфики отрасли и конкретных фармакотерапевтических групп или типов медицинских изделий. Важно, что заняться данными документами готовы и регуляторы, и предприниматели в лице своих профессиональных объединений.
Поставленные вопросы находят решение в новом законодательстве
И все же, несмотря на чинимые препятствия, принятие постановления Правительства Российской Федерации от 05.02.2015 №102 позволило российским товаропроизводителям в 2015 году увеличить поставку шприцев однократного применения на 15%, одноразовой одежды и белья – на 20%, устройств, приборов и наборов для диагностики “in vitro” – на 20%, аппаратуры для визуальной диагностики на 20%.
При этом цены на импортную продукцию увеличились на 50-60%, а на отечественную – только на 10-20%, чему способствовала острая конкуренция между российскими производителями. Только по одноразовой одежде и белью, где в 2015 году около 30% изделий было закуплено у отечественных товаропроизводителей по постановлению Правительства РФ от 05.02.2015 №102 (остальные 70% были заблокированы путём смешения лотов), удалось, при объёме поставленной продукции 2,8 миллиардов рублей, сэкономить около 1 миллиардов рублей (700 миллионов рублей за счет экономии от закупок и 300 миллионов дополнительных налоговых отчислений производителями).
По предварительной оценке, общая экономия бюджетных средств по году, в случае задействования постановлений Правительства Российской Федерации от 05.02.2015 №102 и от 30.11.2015 №1289 с учетом дополнительных доходов в бюджет за счет налоговых поступлений от увеличения объёмов производства лекарственных средств и медицинских изделий может составить несколько десятков миллиардов рублей.
Представители органов государственной власти, которые приняли участие в мероприятии (директор Департамента развития фармацевтической и медицинской промышленности Минпромторга России О.Н.Колотилова, заместитель директора Департамента развития контрактной системы Минэкономразвития России Д.А.Готовцев, заместитель начальника Управления контроля за реализацией государственных программ в сфере здравоохранения Г.А. Петроченков), прокомментировали выступления производителей, заверив, что их ведомства готовы обсудить спорные моменты правоприменительной практики и принять соответствующие решения с целью поддержки отечественных производителей и реализации политики импортозамещения.
Ожидаемые новеллы законодательства
«Я согласен со многими выступающими, — отметил в ходе совещания Д.А. Готовцев. — Многое уже предусмотрено законодательством о контрактной системе, многое нуждается в усовершенствовании». И соответствующая работа, по его словам, активно ведется.
Например, готовится законопроект, который устанавливает право Правительства по формированию лотов при закупке отдельных видов товаров и услуг. «На сегодняшний день в законодательстве предусмотрена только одна оговорка – требование к формированию лота в соответствии с Федеральным законом от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», где прописано, что в состав одного лота не могут включаться товары, не связанные между собой ни технологически, ни функционально и т.д., — напомнил Д.А.Готовцев. — Это достаточно общее определение, которое на самом деле нам запрещает даже просто закупку лекарственных средств в принципе, даже одного наименования, так как сама по себе закупка включает изготовление лекарственных средств и его поставку. А поставка и изготовление – это разные виды работ.
В этой части мы очень надеемся, что в дальнейшем, после принятия документа мы попробуем вместе с вами проработать вопросы в зависимости от конкретных товаров, работ, услуг, — как же формировать лот».
При этом он высказал мнение, что в первую очередь, постановление Правительства РФ по медицинским изделиям можно исправить по аналогии с аналогичным постановлением по лекарственным средствам «По сути, это будет монолот. До какой степени детализации можно доходить, нужно решить совместно с экспертным сообществом», — уточнил эксперт.
Также по его мнению, на сегодняшний день законодателем не совсем корректно прописана возможность описания объекта закупки заказчиком. И этим заказчики злоупотребляют, устанавливая второстепенные требования, не влияющие на эффективность действия лекарственного препарата… «В этой части хотелось бы, чтобы все отраслевые федеральные органы власти воспользовались тем инструментом, который предусмотрен Федеральным законом от 05.04.2013 №44-ФЗ и выпустили соответствующий нормативно-правовой акт, в котором было бы рекомендовано, как и какой вид объекта закупок можно конкретно описать, чтобы избежать перекосов со стороны заказчика или «заточки под конкретного производителя»», — отметил Д.А.Готовцев.
Помимо этого еще проводится работа по подготовке изменений в закон по оценке эффективности деятельности государственных контрольных органов, рассказал он. «В критериях оценки, например, можно предусмотреть такие нюансы, о которых вы говорили», — обратился он к участникам совещания.
Также Д.А. Готовцев рассказал, что готовится законопроект об усилении уголовной ответственности заказчиков за недобросовестные действия, которые могут приводить не только к ограничению конкуренции, но и снижению эффективности закупок, повлекшие серьезный экономический урон бюджету.
Участники заседания внесли конкретные рекомендации по совершенствованию системы закупок лекарств и медицинских изделий для государственных нужд и поручили ассоциации «Росмедпром» доработать проект решения и представить по данному вопросу доклад в Правительство Российской Федерации.